Григорий Бабаян

Эксклюзивное интервью ассистента главного тренера ПФК ЦСКА Григория Бабаяна

Ассистент главного тренера московского ЦСКА Григорий Бабаян в эксклюзивном интервью корреспонденту Prosports.kz Владимиру Жаркову рассказал о своем приходе в российский клуб, о том, как дела в ЦСКА у Бахтиера Зайнутдинова, тренерских амбициях и многом другом.

Григорий Бабаян редко дает интервью, но если уж он решает пообщаться с прессой, то делает это искренне и не стесняясь в выражениях. Наша беседа с тренером ЦСКА растянулась более чем на час и прервалась только из-за того, что в его плотном рабочем графике закончилось свободное время.

— Григорий Константинович, вы уже четыре месяца в ЦСКА. Но до сих пор многие казахстанские любители футбола так и не поняли, каким образом вы оказались в московском клубе?

— Я уже не раз говорил, что на протяжении всей своей тренерской карьеры регулярно стараюсь выезжать на стажировки, при этом посещая разные страны. В России я не был очень давно – то ли с 2008, то ли с 2009 года, когда приезжал в «Рубин» Курбана Бердыева. Потом был, в основном, в европейских командах – «Севилье», «Бетисе», «Лацио», «Аяксе», «Фейеноорде». В российский клуб мне с тех пор все никак не удавалось попасть, почему-то не пропускали.

Но так вышло, что в январе 2021 года я получил добро на недельный сбор московского ЦСКА в Кампоаморе. Это было наше знакомство – я жил там вместе с командой, присутствовал на всех тренировках, теоретических занятиях, мог задавать любые вопросы тренерскому штабу. В общем, активно участвовал в подготовке команды к возобновлению сезона.

После этого я уехал обратно в Костанай, но перед этим я набросал конспекты по тому, что увидел, изложил плюсы и минусы, которые увидел. Потом спокойно работал в «Тоболе» до лета.

А буквально за три дня до матча против «Астаны» (13 июня – прим. Prosports.kz) мне позвонили из футбольного клуба ЦСКА. Там был срочно нужен ассистент главного тренера. Возможно, им понравилась моя философия, что я не постеснялся указать минусы в своем отчете. Спросили, есть ли у меня желание поработать в ЦСКА? Я был в шоке, если честно.

— И вы сразу дали согласие?

— Не поверите, но согласился я не сразу, так как у меня был действующий контракт с «Тоболом», и мы хорошо шли по дистанции – впервые в истории выиграли Суперкубок Казахстана, боролись за чемпионство, развивали клуб в европейском направлении.

— Тяжело было покидать «Тобол» посреди сезона, и что стало определяющим фактором при принятии решения о переезде в Москву?

— Тяжело — не то слово! Первый разговор с акимом Костанайской области был очень сложным. Архимед Бегежанович (Мухамбетов – прим. Prosports.kz) – человек футбольный, он все понимает. Из ЦСКА пришла бумага в клуб с просьбой отпустить меня как можно скорее – «армейцы» очень нуждались в ассистенте главного тренера. Взамен они предложили содействие в различных направлениях.

— То есть, «Тобол» и ЦСКА заключили партнерские соглашения?

— Что-то вроде того. Правда, это не оформлено документально. Но это и обмен опытом, в том числе – и футболистами, и любая другая форма сотрудничества.

Понятно, что в «Тоболе» на меня рассчитывали, но такие предложения поступают нечасто, их могло впоследствии вообще больше не быть. Я всегда хотел попробовать свои силы в более сильном чемпионате, поэтому глупо было отказываться от такого шанса. Это и большая честь, и огромная ответственность, что выбор ЦСКА пал на меня.

— И когда вы решили, что едете в ЦСКА?

— Всего за сутки до матча с «Астаной». Разумеется, я до игры все держал в тайне, чтобы это известие не повлияло на настрой перед встречей с прямым конкурентом. Я не хотел свое внутреннее состояние передавать команде, до игры никто не знал о том, что я ухожу – ни мои помощники, ни футболисты, вообще никто.

Но как только матч закончился, я зашел в раздевалку и честно поговорил с ребятами. Было очень тяжело.

— Между тем, ходили разговоры о том, что, уходя из костанайского клуба, вы планируете воссоединить свою тренерскую связку со Станимиром Стоиловым.

— Нет, это всего лишь слухи. Таких предложений вообще не было.

— Не возникало опасений идти в ЦСКА – без сомнения, большой клуб, но переживающий не самые свои лучшие времена, сменившего уже двух тренеров в этом году?

— Никаких опасений, совершенно. Это был для меня новый опыт, опыт большой команды – то, к чему я сам стремился. Уверен, любой казахстанский тренер мечтает попасть в такой клуб, как ЦСКА. Я шел туда с уверенностью в своих силах. Не сомневаюсь, что сделал верный выбор.

— У главного тренера «армейцев» Алексея Березуцкого, в отличие, кстати, от вас, до этого сезона вообще не было опыта самостоятельной работы. Не советовался ли Алексей Владимирович с вами по части управления командой?

— Мы общаемся каждый день, всем тренерским штабом что-то обсуждаем, спорим друг с другом. Не могу сказать, что в зону моей ответственности входят только стандартные положения, мой круг обязанностей гораздо шире.

Если Алексею Владимировичу что-то нужно, он не стесняется ко мне обращаться за советом, мы нередко дискутируем. Но у него есть четкое видение ситуации, несмотря на не слишком богатый тренерский опыт, и решающее слово при принятии решений всегда за ним. Березуцкий – главный тренер, и этим все сказано.

— Вас что-нибудь удивило в ЦСКА – как приятно, так и не очень?

— Неприятно удивила клубная база, если честно. Она очень старая, нуждается в срочном ремонте. Но, насколько я знаю, сейчас руководство плотно занимается этим вопросом. А со знаком плюс можно много о чем говорить и постоянно восхищаться.

— Вас уже узнают на московских улицах?

— Бывает, но еще не так часто, как в Казахстане, конечно (смеется).

— Как там себя чувствует наш Бахтиер Зайнутдинов?

— Баха – очень дисциплинированный футболист и человек вообще. Он очень работящий и организованный. Я пришел в ЦСКА как раз тогда, когда он был травмированным, делал первые шаги в плане реабилитации. Это был очень непростой момент в его карьере, он день тренировался, затем два отдыхал – такой был режим.

Но постепенно он выходит на свой прежний уровень. Сначала он мог играть 20-25 минут, потом тайм, сейчас уже по 70-80 минут, это я говорю про то время, когда он способен действовать на своем максимуме.

В целом же, он здесь на очень хорошем счету – его ценят партнеры, любят болельщики. Своей работой и самоотдачей, безусловно, он заслужил эту любовь. Если он выходит на поле, он всегда бьется до конца, и это чувствуется.

— Бахтиер удивился, увидев вас в тренерском костюме ЦСКА?

— Еще бы (смеется)! Сначала он был в шоке, явно не ожидал меня там увидеть. Разумеется, мы с ним часто общаемся, обсуждаем его игру и казахстанский футбол. Конечно, всегда приятно, когда рядом есть соотечественник, много общих тем.

— А кто у вас лидер и непререкаемый авторитет в раздевалке и на поле?

— Опытные игроки: Алан Дзагоев, Кирилл Набабкин и, конечно же, Игорь Акинфеев – его авторитет ничем не измеришь.

— Теперь вы, наверное, можете сравнить условия, создаваемые в лучших клубах России и Казахстана. В чью пользу будет это сравнение?

— Это небо и земля, конечно. Прежде всего, это касается инфраструктуры. Я побывал уже где-то на десяти стадионах – московских, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове, Екатеринбурге. Это топ-уровень, просто фантастика. В этом плане Казахстан отстает от России очень и очень серьезно.

— Есть ли в таком клубе, как ЦСКА, такое понятие, как задержка зарплаты или премиальных?

— Нет, такого нет, здесь все вовремя. По крайней мере, при мне подобных проблем не было. Да и, насколько мне известно, раньше их тоже не возникало.

— А насколько серьезно отличается тренировочный процесс в ЦСКА от того, что было в «Тоболе» и «Астане», где вы работали до этого?

— В современных условиях сложно что-то скрыть, все на виду. Так что большого отличия нет. Плюс-минус исполнители, условия, селекция. Но сейчас можно без труда найти все тренировочные занятия «Баварии» или «Барселоны» и заниматься по ним. Главное – потом спроецировать это все на поле.

— Команды из Костаная и Нур-Султана сейчас ведут борьбу за «золото» в чемпионате Казахстана. Вы имеете самое непосредственное отношение как к «Тоболу», так и к «Астане». На чьей стороне ваши симпатии?

— Да, я 9 лет отдал «Астане», у меня там родные болельщики, многих футболистов я знаю. Но последние полтора года мы строили команду в Костанае, и там остался мой тренерский штаб. Не скрою, сейчас я переживаю и болею за «Тобол» больше, чем за «Астану», буду честен.

— В эти выходные в чемпионате Казахстана играют «Кайрат» с «Астаной», в первенстве РПЛ – «Зенит» со «Спартаком». Два суперматча. Но сопоставимые ли это по своей значимости события? И насколько в России отношение к футболу более пристальное, чем в Казахстане?

— В плане отношения к футболу и его популярности, не в обиду Казахстану, здесь просто бешеный отрыв. Сама подача информации, нескончаемые разговоры о матче до и после игры, все эти аналитические программы на телевидении… У нас так интерес к футболу не подогревается. Освещение событий в России на порядок выше, от этого напрямую зависит и популярность футбола.

Ажиотаж перед любым матчем ЦСКА в РПЛ сопоставим, пожалуй, лишь с тем временем, когда «Астана» играла в групповом турнире Лиги чемпионов, к нам приезжали «Бенфика» и «Атлетико», и тогда весь город жил футболом. Но здесь подобное происходит каждые выходные. Куда бы мы ни приезжали, нас везде сопровождают наши фанаты, которые добираются в другие города всеми возможными способами – даже на воздушных шарах (смеется).

— А эти самые болельщики насколько отличаются друг от друга?

— Не сказал бы, что сильно отличаются. Разве что у российских клубов их количественно больше.

— Наверняка вы читали о себе в российских СМИ язвительные заметки по поводу своего назначения в московский клуб, в том числе, и не слишком приятные высказывания «армейских» ветеранов?

— Знаете, я понимаю этих людей. Меня ведь в России никто не знал – это правда. Так что я спокойно к этому отношусь. Но я ведь раньше работал в «Астане» и тоже постоянно находился под давлением – там ведь тоже всегда надо было давать результат.

Я умею жить и работать в такой обстановке, мне просто надо было сконцентрироваться на своих обязанностях, и все. Но сейчас все успокаивается, в любом случае, всех рассудит результат. Футбол и критика всегда переплетаются друг с другом, так что все нормально.

— Не было поначалу желания все бросить и не лезть туда, где многие не хотели вас видеть?

— Нет, ни за что. Я занимался своей работой, был полностью в нее погружен. Сделать такой серьезный шаг и отступить назад? Все бросить – это значит проиграть, а я не люблю проигрывать.

— Знаю, что вы были на матче квалификации ЧМ-2022 Казахстан – Финляндия. Какие остались впечатления от игры нашей сборной?

— Мне кажется, наши парни подошли к матчу с финнами не в лучшем физическом состоянии. Были большие трудности в плане движения, мы проигрывали борьбу, не успевали перестраиваться, в переходных фазах имелись серьезные проблемы. По самоотдаче не было никаких претензий – ребята бились до последнего, и будь футболисты сборной Казахстана посвежее, шансы на благоприятный успех, думаю, были бы.

— Помимо Зайнутдинова, кто-то из казахстанцев мог бы прийтись ко двору в ЦСКА?

— Я постоянно и много думаю на эту тему. Полагаю, 2-3 наших футболиста вполне могли бы заиграть в ЦСКА. Я не буду называть фамилий, конечно (смеется). Но у нас есть добротные и центральные, и крайние защитники, в атакующей линии есть качественные исполнители.

На самом деле, разница небольшая. Самое важное – сюда попасть и зацепиться, доказать свою состоятельность. А когда ты уже играешь в сильном чемпионате против сильных соперников, ты автоматически растешь и прогрессируешь. Но самое сложное, как я уже говорил, сюда попасть, чтобы на тебя обратили внимание. Так что пока в РПЛ действует лимит, а казахстанцы не считаются легионерами, шансы есть.

— Какой уровень ваших амбиций? Вы бы мечтали со временем возглавить тот же ЦСКА, какой-нибудь другой российский топ-клуб? Или же планируете полученные заграницей опыт и знания использовать на родине, к примеру, у руля национальной команды?

— Конечно, я хочу быть главным тренером, но невозможно загадывать, в каком клубе я буду работать. У меня есть такие амбиции. Сейчас я, можно сказать, в одиночку представляю в России весь казахстанский тренерский цех. И все полученные здесь знания впоследствии я хочу применить на родине, если меня, конечно, когда-нибудь пригласят в какой-нибудь наш клуб или сборную.

В планах это все есть, но сейчас я хочу расти как тренер, заниматься своим развитием, чтобы получить необходимый багаж знаний. Сейчас я набираюсь колоссального опыта, который не купишь ни за какие деньги. Возможно, я сделал шаг назад, но это тот случай, когда можно сильнее разбежаться, чтобы прыгнуть далеко вперед.

— И в заключение – небольшой прогноз, вернее два: кто станет чемпионом в Казахстане и в России?

— В России до финиша сезона еще далеко, больше половины пути. Тем не менее, смело можно сказать, что главный фаворит турнира – «Зенит». По подбору игроков клуб из Санкт-Петербурга – вне конкуренции. Помешать ему завоевать «золото» будут все московские команды. Пока сложно что-то прогнозировать, но все же «Зенит» — основной претендент на чемпионство.

Что касается Казахстана, то фаворит в борьбе за первое место – «Астана», она на одно очко впереди, и все в ее руках. Но я болею за «Тобол» (смеется).

источник

Добавить комментарий