ЦСКА купил его за 76 тысяч долларов. Из-за задержек зарплаты в «Торпедо-ЗИЛ» Алексей попросил КДК разорвать его контракт и покинул клуб на полгода раньше брата. В книге «Как уничтожили «Торпедо» журналист Иван Тимошкин пишет, что юридически Березуцкого покупал эстонский «Тулевик», на который не распространялись российские трансферные коэффициенты – иначе пришлось бы платить вдвое больше. Перед фактическим переходом в ЦСКА летом 2001-го Алексей провел полгода в новоросийском «Черноморце» – клубе, в котором Евгений Гинер сделал первое приобретение в статусе президента ЦСКА (нападающий Денис Попов). Тренер «Черноморца» Анатолий Байдачный говорил «Советскому спорту», что звал и второго Березуцкого, но: «Вася не смог уехать из Москвы, что-то у него там было с девушкой, кажется, она была против. [Алексей его] уговаривал, но так уж получилось – у Васи была любовь».
В третьем туре чемпионата-2001 – в матче с «Ростсельмашем» – Алексей вышел на замену вместо Ивана Ершова и через четыре минуты сравнял счет дальним ударом с угла штрафной. Через неделю он единственный раз в жизни сыграл против брата – в гостевом матче с «Торпедо-ЗИЛ». Алексей играл левого защитника, Василий – правого, так что они часто пересекались на поле и толкались перед стандартами. «Васек, ты хоть брата-то не убей», – кричал судья Николай Иванов.
«Под первым номером тогда шел Леша, Васю в довесок брали. Чтоб не разлучать близнецов», – вспоминал в интервью «Спорт-Экспреессу» тогдашний спортивный директор ЦСКА Виктор Панченко. При этом предложение ЦСКА не было самым выгодным. «Самое лучшее было у нас от «Локомотива», – говорил Алексей «Спорт Уик-Энду», – Юрий Семин звал нас с братом. Очень хотел, чтобы мы перешли, но мы то предложение всерьез даже не рассматривали, заиграть в основе «Локомотива» без опыта игры в высшей лиге было малореально. Я – не Криштиану Роналду, а Вася – не Месси. В двадцать лет надо постоянно играть, а, перейдя в «Локомотив», мы скорее всего оказались бы в дубле».
Четвертого июля 2001 года Алексей впервые сыграл за ЦСКА – в товарищеском матче против сборной Нижегородской области, составленной из футболистов второй лиги. Игру никак не анонсировали, и посетило ее около пятисот человек, многие из которых – в майках с лозунгами в поддержку местного политика, организовавшего матч. Березуцкий вышел на второй тайм вместо Андрея Соломатина и несколько раз дал обыграть себя нападающему соперников, но к голам в ворота Новосадова это не привело. При этом заявить Алексея за ЦСКА удалось только 27 июля, а 16-го вице-президент клуба Николай Степанов сказал «Спорт-Экпрессу», что с оформлением перехода Березуцкого «возникли небольшие сложности. Но, надеюсь, эти проблемы будут решены». В тот же день Алексей получил травму на тренировке, выбыв до конца года. Его официальный дебют состоялся только 8 мая 2002-го, через десять месяцев после перехода. В гостевой игре с «Торпедо» Алексей вышел из-за травмы Дениса Евсикова, основного левого защитника раннего газзаевского ЦСКА. Сегодня Евсиков, который всего на год старше Алексея, тренирует молодежную команду «Строгино».
До 2009 года Березуцкий регулярно выходил в основе ЦСКА, забив, например, в финале Кубка УЕФА, и пропускал матчи только из-за травм (вроде той, что нанес Луиш Фигу, который врезался шипами в голеностоп Алексея – появилась глубокая рваная рана длиной восемь с половиной сантиметров), но с приходом нового тренера Зико оказался в запасе. Тот видел на флангах Одиа и Щенникова, а их дублерами считал Шембераса с Джанером. Осенью, после ухода Зико, Алексей вернулся в стартовый состав и вышел в пяти матчах Лиги чемпионов, но декабрь вышел кошмарным. Седьмого числа Алексей объявил, что подает в суд на программу «Человек и закон», в которой его и других игроков сборной обвинили в нарушении режима, а назавтра узнал, что не сможет сыграть в шестом туре Лиги чемпионов против «Бешикташа» – во время допинг-теста после игры с «МЮ» врачи ЦСКА не указали в документах судафед, снимающий воспаление в горле (он не запрещен, но о его использовании надо было сообщить УЕФА). В итоге Березуцкого и Игнашевича, тоже принимавшего судафед, оправдали, а ЦСКА оштрафовали на двадцать пять тысяч долларов. Останкинский же суд Москвы иск Березуцких к Алексею Пиманову не удовлетворил (с ведущего требовали извинений и штрафа 200 рублей).
Более удачным вышло появление Алексея в первоапрельской программе «Футбольный клуб» 2011 года – сразу после игр за сборную против Армении и Катара. За барной стойкой «Тэмпл бара» он сыграл роль третьего брата-близнеца Березуцкого Ивана. «Алексей Березуцкий вошел в бар уверенной походкой, еще раз бросил скептический взгляд на сценарий и скомандовал: снимаем! – вспоминал автор идеи сюжета Тимур Журавель. – Потом Леша бухтел, раз сто повторил, что это будет не смешно, но после первых дублей сел с нами за поправки к сценарию. Ему хотелось что-то туда добавить. От себя. В итоге почти половина реплик – это лехина импровизация. Он источал позитив, был самоироничен, болтал с реальным барменом и наливал пиво. Алексей Березуцкий потратил на нас полтора часа. Это были полтора часа творческого порыва и хорошего настроения».
«У Васи с Лешей, конечно, денег много, они могут позволить себе поехать в Америку и на Мальдивы. У меня, конечно, столько денег нет. Пять лет назад я их уговорил вместе поехать на машине с палатками. Проехали практически весь юг России: были в Феодосии, Крыму, Ялте, – говорил Алексей в образе Ивана Березуцкого весной 2011-го, – в Анапу тоже заехали. Говорят, что понравилось, но почему-то повторить не хотят».
С приходом зимой 2010-го Кирилла Набабкина Алексей формально стал первым запасным защитником ЦСКА, но по факту – из-за травм и усталости основных игроков – продолжал часто выходить на поле и регулярно вызывался в сборную Диком Адвокатом. Показательнее всего полуторагодичный сезон-2011/12: основной четверкой защитников считалась Набабкин – Василий – Игнашевич – Щенников, но, регулярно заменяя кого-то из них, Алексей стал лидером ЦСКА по игровому времени – 40 матчей и 3511 минут (с ним не мог конкурировать даже Акинфеев, пропустивший полгода из-за второго разрыва крестов). Более того, из-за травмы старшего брата Алексей еще и отыграл все матчи на Евро-2012.
Все изменилось летом 2012-го – с приходом Марио Фернандеса и изменением игровой модели, подразумевавшей новые требования к крайним защитникам. Алексей стал рассматриваться только как центральный защитник и в первом чемпионском сезоне Слуцкого вышел в стартовом составе всего три раза. «Чувства у меня, мягко говоря, непростые, – говорил Алексей «Спорт-Экпрессу» после золотого дубля-2013. – Признаюсь, что долго думал над ситуацией, ведь в другом клубе играл бы, скорее всего, постоянно. Но даже несколько матчей за сезон в ЦСКА все-таки перевешивают. Это мой клуб. Пока способен приносить ему пользу, буду стараться это делать. Я должен быть готовым выйти на поле в любой момент. В том числе – на замену». Зато появилось чуть больше времени на семейный бизнес – в ноябре 2013-го в Казани открылся официальный фан-шоп «Рубина», принадлежащий фирме братьев Березуцких «Премьер футбол».
Из-за лавины травм второй золотой сезон Слуцкого Алексей начал основным правым защитником, но в третьем туре (в той игре с «Локо» на левый край обороны пришлось даже ставить Марка Гонсалеса) надорвал связку плечевого сустава и выбыл на месяц. Осенью Алексей заменял брата в центре защиты, но пропустил почти всю весну и не попал в заявку на чемпионат мира в Бразилии. В следующем сезоне РФПЛ Алексей вышел в стартовом составе только раз – 146 минут за весь чемпионат. Летом 2015-го Слуцкий сообщил в интервью «Нашему футболу»: «У Леши Березуцкого прошли все боли, связанные с приводящей мышцей, которые его ограничивали последние полтора года. Он наконец избавился от проблем и на равных конкурирует с остальными. А в его квалификации никогда не было сомнений».
В итоге в последнем на сегодня чемпионском сезоне ЦСКА Алексей поучаствовал в двадцати одном матче, играя не только в центре защиты, но и справа, и в опорной зоне. В апреле прошлого года он забил победный гол «Динамо», а на следующий день после золотого матча в Казани, где сразу после выхода на замену рассек бровь, взял решающий вопрос о планшетах в европейских парикмахерских во второй игре летней серии «Что? Где? Когда?» «Вы с боевой травмой, я смотрю», – сказал Борис Крюк после того, как Алексей взял вопрос о голландских тюльпанах. – «Да, бандитская пуля». Стоявший в зрительном зале Гильерме признался потом: «Меня поразило, какие умные братья Березуцкие. Не зря Алексею дали приз как лучшему игроку».
ЦСКА – самый тихий топ-клуб России, а Алексей Березуцкий – самая тихая из его легенд. Несмотря на все пережитые несчастья, невезения и несправедливости, он – четвертый по числу игр за всю историю ЦСКА, выше Федотова и Семака, Шестернева и Минько, Гринина и Николаева. При этом в отличие от Игнашевича и Акинфеева, сыгравших больше, Алексей причастен к абсолютно всем двадцати трофеям, что сделали ЦСКА самой титулованной командой России двадцать первого века. Тот самый ЦСКА, что за полгода до прихода Алексея Березуцкого финишировал восьмым и усиливался такими игроками, как Улугбек Бакаев и Асхат Кадыркулов. Алексей дебютировал в матче со сборной Нижегородской области, пробился в основу из-за травмы Дениса Евсикова и спустя шестнадцать лет продолжает приносить ЦСКА победы.