Защитник ЦСКА и сборной России в интервью корреспондентам «Матч ТВ» Александру Муйжнеку и Ивану Карпову — об ошибке в матче со «Спартаком», воспоминаниях о Черчесове и любви к горам.
– В финале Лиги чемпионов вы были за «Реал» или «Ювентус»?
– Хотелось красивого футбола с голами – так и вышло. И, например, чтобы Буффон выиграл Лигу. Но мне и Зидан еще с детства нравился.
– Роналду в 32 года превратился в центрфорварда и проводит лучший сезон в карьере. В чем его феномен?
– Суперсерьезных травм у него не было, так что 32 – хороший возраст. На примере Игнашевича: каждый год его списывают, а он все играет.
Криштиану каждый год играет на таком, космическом уровне, просто один год ярче, другой наоборот. Я бы Модрича выделил: человек стабильно показывает невероятное качество много лет.
– Кутепов предлагал приклеить к Роналду пару защитников. Как противостоять Криштиану?
– Что бы я ни ответил, это командная работа. Если Роналду позволить, он будет превосходить. Тот же «Ювентус» в Турине показывал, как Месси может играть, полностью его закрыв. Надо действовать компактно, закрывать все зоны и выполнять требования тренеров.
– Футболист топ-лиг, который восхитил вас в этом сезоне?
– Из молодых впечатлил Рэшфорд. У человека сумасшедшая скорость и, как показали последние матчи, выносливость. Всю игру – постоянные обводки. Он стал одним из лидером команды, КПД вырос. Плюс в «МЮ» такие исполнители, а угловые и штрафные – на Рэшфорде. Из защитников выделю Марсело: как он убежал от всех в четвертьфинале с «Баварией»!
***
– Заметили, что на тренировке вас наигрывают вместе с Джикией и Кудряшовым. Это основная тройка защитников?
– Это было на одном занятии, мы были вместе в одном упражнении. Но это в первом тайме, а во втором поменялись манишками. По одной, двум, даже пяти тренировкам говорить рано, кого наигрывают в старт.
– Многие в сборной говорили, что нагрузки в Австрии давались тяжело.
– Форму набирать всегда непросто. Но вот мне было легче, чем на сборах [в клубе]. Сезон только закончился, тонус есть, надо было вработаться. Тренировки бывали интенсивные, по два часа, да еще и на жаре. Но воздух здесь, в горах, приятный.
– Черчесову важна дисциплина?
– Все в разумных пределах. Уделяется внимание тому, чтобы все были сконцентрированы, начиная с разминки. Нет такого, чтоб тренер следил только за игровыми упражнениями. Дисциплина требуется во всем, но без тирании. Черчесов – сильная личность, все его знают, все уважали его как футболиста, а сейчас – как тренера. У меня вот в памяти из детства – чемпионат мира-1994. Перед глазами всплывает матч с Камеруном, где Черчесов играл.
– После поражения от Катара вы нам говорили: «Футбол нерациональный получился, сами себя загоняли». Такого больше не будет?
– Все-таки там реально жарко было. Чуть побегали после стартового свистка – и как рыбы. Физически сейчас будет легче. Да и времени сейчас больше: провели полноценный мини-сбор. Любой команде нужно время, чтобы адаптироваться. В любом случае мы стали сильнее, важно показать это в деле.
***
– Как восприняли отъезд Дзюбы?
– Неожиданностью это не стало. Знали о его проблемах с коленом, Артем говорил: если позволит – буду готовиться. Еще в четверг он пропустил игровые упражнения, но что уедет, стало ясно только по факту. Попрощался, пожелал удачи, сказал, что будет нас поддерживать.
– Дзюба говорил, что за ним сборная готова идти на войну. За кем идти теперь?
– Терять хорошего футболиста, одаренного физически, всегда неприятно. Все равно мы сильны командой, а не индивидуальностями. Ребята, которые остались, в целом не хуже. Замена найдется достойная.
– Вожаками команды игроки называют Акинфеева и Самедова. В чем это проявляется?
– Надо включить логику: они больше всех проводят времени на поле, они опытнее. От Игоря защитникам передается суперуверенность, в каждой тренировке и игре. Так что я уверен: в этой сборной Акинфеев – лидер.
– Игнашевич провел матч последнего тура со сломанной ногой. Как это возможно?
– Он говорил: ставишь стопу ровно – никаких проблем, уходит она внутрь или наружу – боль. Играть это позволяло, но требовалась операция. У меня тоже травма: икра болела так, будто проблема серьезная. Перед игрой не тренировался, на матч вышел на обезболивающих – как и Сергей, наверное. Но мы контролировали игру с «Анжи», и моего состояния для нее хватило.
Обследование ничего не выявило. Первые пару дней в сборной болевые ощущения сохранялись, но доктора и массажисты сделали так, чтобы это ушло.
– Игнашевича и Березуцких вам не хватает в сборной?
– Это прекрасные футболисты, с ними комфортно играть. Но у нас есть не менее мастеровитые игроки обороны.
***
– 21 мая вы победили «Анжи», а 25-го приехали в отель к сборной. Как провели выходные?
– Жена с детьми уехала в Турцию еще 5 мая. Четыре последних тура, получается, был дома один. На игру с «Анжи» приехали родители, посидели с ними в ресторане. В понедельник я улетел к своим в Турцию, вечером накануне сбора вернулся.
– На матч с Новой Зеландией в вашем родном Санкт-Петербурге родители тоже придут?
– Да они стараются часто выбираться, на все важные матчи. И в Казань полетят, и в Москву. Квота для футболистов небольшая, по два билета на игру.
– Комбаров в интервью «Матч ТВ» сказал: России реально выиграть Кубок Конфедераций. Согласны?
– Конечно, реально. Если не стремиться выиграть, в футбол играть вообще незачем. На все матчи будем выходить с одной целью: победить. Команд тут не так много, игр – тоже.
– Георгия Джикию раздражает негатив, который пишут о сборной с диванов. Вас – нет?
– Пользы от этого точно никакой. Мешать, наверное, уже не мешает. Стараюсь мимо ушей это все пропускать и вообще не читать ничего и не слушать, что пишут в интернете и говорят в футбольных программах. Когда есть неудачный результат, телевизор как правило не смотрю. А вот положительные эмоции точно окрылят, это плюс один игрок.
***
– Вы сказали, что Головин в будущем может стать лидером сборной. Слухи об интересе «Челси» к нему удивили?
– Не слишком: молодой игрок, постоянно в сборной, много матчей в основе, команда заняла второе место. Как я знаю, у «Челси» около 50-ти человек [на контрактах], половина в аренде.
Года два назад Саша совсем молодой был и еще не дебютировал в премьер-лиге, но на тренировках мяч приклеивал к ноге. Не цирковые трюки, не 38 перемахов, а вот идешь в отбор – и он касанием, на скорости уводит мяч в сторону и сразу бьет по воротам. Что с правой, что с левой.
– Кто в этом сезоне вас удивил?
– Витиньо я знал раньше, до аренды в Бразилию. А сейчас – не то чтобы повзрослел… Еще на сборах все иногда шло тяжело, плюс повреждения были. Но Гончаренко Витиньо расшевелил – так, что он стал показывать классный футбол. Тот же Начо (Бибрас Натхо – «Матч ТВ») тоже стал играть при Гончаренко: раньше такого доверия не было. Чалову тоже важно доверие, тогда он по-любому будет развиваться. Спокойно может дорасти до первой сборной.
– Вы уже провели без замен 30 матчей из 30 за «Мордовию», а теперь отыграли больше всех минут в премьер-лиге. В чем ваш секрет?
– Нет никакого секрета. Стараюсь играть почище, чтоб карточек поменьше получать. И в «Мордовии», и в ЦСКА, бывало, играл через боль. Иногда знаю, что должен выйти в старте, но не знаю, позволит ли колено – 50 на 50. Перед одним из последних матчей в «Уфе» или сейчас в 20-м, может, выхожу на разминку и не знаю, сыграю ли. Обошлось, здоровья хватило. Мне и тренировку-то по травме морально неприятно пропустить.
– Что вам говорили после дерби со «спартаком»?
– Ничего негативного, абсолютно. Гончаренко приободрил: «Давай, игра через неделю. Сделай выводы – и забудь».
– Как переживали свою ошибку?
– Плохо спал, да. Никакой трагедии из этого не сделал, надо поднимать голову, двигаться дальше. Получается, в моем случае без этой ошибки не обошлось. Лучше избегать таких моментов, но что делать, раз уж это случилось? Любой опыт полезен.
***
– Вы сказали, что в Москве сборной мешало бы «множество искусов цивилизации». Как проводили свободное время в Нойштифте?
– Поднимались на подъемнике в гору. Пять минут пешком до фуникулера, дальше минута – и ты поднимаешься на высоту в 800 метров. Постояли на смотровой площадки, увидели бабуль, которые стартовали на парапланах, и вернулись обратно.